Астрономическая энциклопедия.

Состояние современной науки, ее значение в познании окружающего мира и ответы на вопросы эволюции Вселенной.

Уважаемые любители астрономии! Учитывая интерес к развитию астрономии, как науки и противоречивые взгляды на развитие Вселенной, высказываемые на форуме сайта, предлагаем вашему вниманию размышления прекрасного российского астронома - Юрия Николаевича Ефремова. Надеемся, что Вы найдете здесь ответы на многие вопросы.

Источник: http://www.pereplet.ru/text/efremov27nov03.html автор - Владимир Липунов

Юрий Ефремов. Пределы научного знания. По мотивам заключительных глав четвертого издания книги автора "Вглубь Вселенной", М. УРСС, 2003.

Продолжение.

6. Темная энергия.

Природа темной энергии, доминирующей во Вселенной и вызывающей ее ускоренное расширение является дискуссионной. Многие авторы считают необходимым ввести новую сущность, "квинтэссенцию", новое физическое поле, для которого эффективная гравитационная плотность отрицательна и которое следовательно, способно создать антигравитацию, ведущее к ускорению расширения Вселенной. Однако не следует вводить новые сущности без необходимости. Таким же свойством отрицательного давления обладает космический вакуум, который присутствует повсюду. Он фигурирует и в физике микромира, представляя собой наинизшее энергетическое состояние квантовых полей. Именно в нем происходят взаимодействия элементарных частиц; реальность физического вакуума - бесспорный экспериментальный факт, проявляющийся в давно известных лэмбовском сдвиге спектральных линий атомов и в эффекте Казимира. Однако плотность его энергии не поддается измерению в физическом эксперименте, в котором можно измерить только разность энергий. Всю эту проблему относят к числу самых сложных в фундаментальной физике - и вот теперь астрономия дает ответ на этот вопрос.

Положительная плотность энергии вакуума означает, что его давление (в общем случае равное плотности со знаком минус) отрицательно - таково свойство этого состояния космической энергии, наряду с постоянной во времени, всюду одинаковой, и притом в любой системе отсчета, плотностью. Последнее свойство позволило астрономам представить убедительные аргументы в пользу того, что космическое отталкивание обусловлено именно плотностью энергии вакуума, одновременно разрешив глубокий парадокс, существование которого странным образом замечали лишь немногие астрономы. Дело в том, что согласно теории, космологическое расширение происходит по линейному закону в однородном и изотропном мире. Хаббл располагал данными лишь до расстояний (в современной шкале) лишь около 20 Мпс, однако же нашел, что скорости удаления галактик линейно зависят от расстояния, хотя мы знаем теперь, что однородность и изотропность наступают лишь на масштабах 100 - 300 Мпс. На этих расстояниях постоянная Хаббла имеет ту же величину, что и на расстояниях 1,5 - 2 Мпс; как заключил в 1999 г. А.Сендидж, локальная скорость расширения совпадает с глобальной с точностью не хуже 10%. Аналогичный вывод следует из результатов работ И.Д.Караченцева и его группы в САО.

Сендидж писал в 1999 г., что загадка остается нерешенной, но уже в 2003 г. он и его соавторы отметили, что парадокс связан со свойствами вакуума, определяющими динамику Вселенной - и что первыми это объяснение предложили А.Д.Чернин, П.Теерикорпи и Ю.В.Барышев в 2001 г. Крупномасштабная кинематика галактик - расширение Вселенной - является однородной, регулярной, тогда как их пространственное распределение весьма иррегулярно в тех же объемах. Это означает, что крупномасштабная динамика галактики управляется вакуумом, плотность которого начинает превышать плотность вещества уже с расстояний порядка 1,5 - 2 кпк от нас.

Плотность вакуума одинакова везде и именно она и задает темп расширения - постоянную Хаббла. В богатых и плотных скоплениях галактик Хаббловское однородное расширение начинается с больших масштабов, порядка 10 - 30 Мпс. Вакуум не может служить системой отсчета, он всегда и везде одинаков, покой и движение относительно его не различимы; его динамический эффект не зависит ни от движений, ни от распределения галактик в пространстве. Это дает ответ и на вопрос, почему на значениях постоянной Хаббла, определяемых по разным выборкам, не сказывается и движение нашей Местной системы по направлению к скоплению в Деве, равно как и движение окрестных скоплений галактик по направлению к сверхскоплению, известному как Большой аттрактор.

Таким образом, исходя из объяснения ускоренного расширения Вселенной наличием космического вакуума, Чернин и его коллеги нашли и естественное объяснение парадокса Сендиджа. Концепция же квинтэссенции остается пока придуманной ad hoc - она предложена потому, что даваемое астрономическими наблюдениями плотность энергии ваккуума несовместима с убеждениями многих физиков. Есть надежда, что сделать выбор между двумя возможными формами "темной энергии" позволят сделать начатые недавно измерения искажений формы галактик в скоплениях, связанные с эффектом гравитационного линзирования.

Итак, все сходится к тому, что астрономы сумели измерить величину, о знании которой давно мечтали физики - плотность энергии вакуума. Результат оказался неожиданным. Ожидалось, что такая фундаментальная величина должна иметь какое-то выделенное значение, - либо нулевое, либо же определяемое планковской плотностью. Однако наблюденное значение плотности меньше планковского на 122 порядка - и все же оно отнюдь не нулевое! Это ставит новые проблемы перед фундаментальной физикой. Выделенные плотности, соответствующие энергетическим масштабам великого объединения сильных и электрослабых взаимодействий, равно как и этим взаимодействиям по отдельности, все еще на много порядков выше значения плотности вакуума. Похоже, что нужна новая теория. В обзорой статье А.Д.Чернин (УФН, т. 171, #11, с. 1153, 2001) приводит аргументы в пользу предположения, что природа вакуума должна быть как-то связана с физикой электрослабых процессов при возрасте мира около $10^-12$ секунды. В эпоху, когда температура расширяющегося космоса упала до соответствующего этим процессам значения, возможно и произошел последний по времени скачок (фазовый переход) в состоянии первичного вакуума, который и обусловил современное значение плотности космического вакуума.

Первичный вакуум - это понятие из арсенала современных теорий очень ранней, до-Фридмановской стадии эволюции Вселенной. Предполагается, что его плотность должна быть близка к планковской плотности. Никаких наблюдательных данных, подтверждающих его существование, пока нет. Флуктуации первичного вакуума, по мнению многих теоретиков, дают начало множеству (порядка 10 в степени 50!) вселенных с самыми разными значениями физических констант в них. Та из этих вселенных, параметры которой (на современном этапе!) совместимы с жизнью, является Нашей Вселенной... Заметим, что концепция вечного первичного вакуума в некотором смысле соответствует давней философской идее вечной самоидентичности Мироздания. Этот вакуум можно считать столь же фундаментальной категорией, как и понятия пространства и времени... Окончательные данные о характере расширения Вселенной будут вскоре получены при наблюдениях большего количества Сверхновых типа Ia, в том числе и при больших красных смещениях. Эта задача из рутинной превратилась едва ли не в самую актуальную не только для астрономии, но и для физики.

7. Что же мы знаем о Вселенной.

Мы можем теперь привести сводку определений относительного вклада разных компонентов в полную плотность массы/энергии Вселенной, которая в целом равна критической (соответствующей плоской вечно расширяющейся Вселнной) и принимается за 1. Эти данные основаны на данных о сверхновых звездах и на на результатах спутниковых измерений флуктуаций реликтового излучения. Критическая плотность примерно равна 10-29г/см3.

Цифры в процентах таковы: Светящиеся звезды: 0,5 Барионы: 4. Небарионная темная материя: 29. Нейтрино: 0,1 - 5? Темная энергия: 67. Излучение: <0.1

Итак, видимые, еще не потухшие и не провалившиеся в черные дыры звезды, наши любимые звезды, составляют не более 1 процента массы Вселенной... И вообще барионов лишь около 4 процентов и большая их доля приходится на горячий газ, наблюдаемый в рентгене в скоплениях галактик. А еще недавно мы считали звезды самым важными объктами. Впрочем, почти все наши знания о Вселенной, в том числе и о ее невидимой львиной доле, пришли именно от наблюдений звезд...

Похоже, что астрономы в итоге XX века оказались у разбитого корыта? Но нет, это ведь они доказали, что физика занималась лишь несколькими процентами содержания Вселенной - и они же дали уникальные ограничения на природу темной материи и плотность вакуума, чего физика, а точнее негравитационная физика, в принципе бессильна сделать. Трудно привыкнуть к мысли, что лишь около 30% плотности энергии/массы Вселенной обусловлено веществом (хотя бы и неизвестно каким…), а большая часть принадлежит черт знает чему - вакууму или новому физическому полю ("квинтэссенции"). Но это не поражение науки, а свидетельство ее неисчерпаемых возможностей. Пути решения проблем известны, старое знание не отрицается; Фридмановский этап расширения Вселенной существует во всех моделях. На этот этап приходится практически все время существования нашей Вселенной, долгие миллиарды лет - разве что за вычетом первоначальных ничтожных долей секунды. Общая теория относительности, квантовая хромодинамика, единая теория электрослабых взаимодействий, теория нуклеосинтеза и эволюции звезд только укрепили свои позиции.

Да, взобравшись на вершину, мы увидели новые пики и этоне кризис науки, а ее очередной триумф. Не исключено, что дальнейшее развитие покажет, что масштабы его сравнимы с рождением теории относительности и квантовой механики. Мы снова видим, что развитие науки, решая одни проблемы, поднимает новые. 8. Молчание Вселенной Давно известным признаком неполноты нашего знания можно считать нашу неспособность заметить признаки существования других цивилизаций. Невероятно, чтобы мы были одни и столь же невероятно, чтобы все цивилизации младше нас или же погибают, прежде чем получают возможность дать знать о себе в космическом масштабе. Вероятность нашего собственного несуществования выше, чем вероятность нашего одиночества...

Можно ли поверить, что во всей этой огромной Вселенной только мы, разумные существа на Земле, понимаем, где мы живем? Однако же единственный достоверный факт в проблеме поисков внеземного разума - это факт нашего собственного существования. Это простой факт, но огромного значения, подобно тому как величайший секрет атомной бомбы состоял просто в том, что ее МОЖНО сделать. Разум МОЖЕТ существовать во Вселенной! Однако мы дошли до ее края, мы поняли механизм звезд, обнаружили вокруг них планеты, нашли следы жизни на метеоритах, прибывших с Марса - но где же следы разумной жизни? Внутри нашего горизонта познания мы не нашли признаков существования другого разума, помимо земного. Наша беспомощность бросает вызов современному научному знанию. Либо оно существенно неполно, либо мы очень многого еще не понимаем в механизме интеллекта - и следовательно, и себя самих. Но если мы одни - это тем более непонятно... Средства поисков возможных братьев по разуму предлагались давно и каждый раз соответствующими своему времени. Это, конечно, не только естественная, но и единственно возможная ситуация, однако при этом почти всегда предполагалось, что у внеземной цивилизации те же технические возможности, что и у нас.

Считается, что современная научная постановка проблемы связи с внеземными цивилизациями (ВЦ) относится к 1959 г., когда в журнале "Nature" была опубликована статья Дж.Коккони и Ф.Моррисона, в которой они проанализировали возможности радиосвязи с обитателями ближайших звезд. Они показали, что если использовать близкую к нашей технику связи, то мы при наших средствах способны обнаружить их сигналы. Это стимулировало начало работ по поиску сигналов ВЦ. Первые эксперименты по поиску сигналов ВЦ были проведены Ф.Дрейком в 1960 г. на Национальной радиоастрономической обсерватории США в Грин Бэнк. С тех пор в различных странах проведены десятки экспериментов в различных диапазонах электромагнитных волн, разрабатывались различные стратегии и методики поиска. Наблюдения продолжаются по сей день - и результата нет.

Точнее говоря, один единственный раз в ходе этих поисков был зарегистрирован сигнал, искусственное внеземное происхождение которого не может быть отвергнуто. 15 августа 1976 г. на радиоастрономической обсерватории университета штата Огайо был зарегистрирован на длине волны 21 см узкополосный короткий сигнал такой силы, что на регистрирующей ленте его положение было отмечено словом "wow" - ого! Никогда больше ничего подобного не наблюдалось, в том числе и при наведении радиотелескопа на координаты этого источника. Вероятность земного происхождения такого сигнала весьма невелика, а недавно была отвергнута и еще одна возможность - усиление стационарного слабого сигнала в результате прохождения сигнала через неоднородности межзвездной среды. Наблюдения на VLA (большой системе радиотелескопов) показали, что на месте сигнала "wow" в пределах ошибок координат (это сравнительно недалеко от направления на центр Галактики) есть лишь два весьма слабых радиоисточника с вполне обычными характеристиками, которые не могли быть кратковременно усилены до такой степени. Ничего необычного, помимо плотного звездного фона Млечного Пути, не видно на этом месте и в оптическом диапазоне. Впрочем, внегалактические объекты скрыты поглощением света.

Остаются безуспешными и поиски сигналов в других диапазонах спектра электромагнитных излучений. Оптический и рентгеновский диапазоны имеют то преимущество, что темп передачи информации в них намного выше, чем в радио. А.Д.Сахаров в 1971 г. предложил использовать ядерный взрыв для получения мощной оптической и рентгеновской вспышки. Устройство взрывается за пределами планетной системы и энергия взрыва трансформируется в короткий световой импульс, который можно обнаружить на расстоянии ближайших звезд. А.Фабиан отметил в 1977 г., что модуляцию рентгеновского потока от звезд можно получить преобразованием массы в энергию - можно, например, бросать астероид на нейтронную звезду. Через 20 лет Р.Корбет предположил, что ренгеновские двойные звезды могут служить маяками ВЦ. Их мало, они яркие, высокоэнергичные рентгеновское излучение не поглощается в межзвездной среде (в отличие от оптического) и не диспергируется (в отличие от радиоизлучения). Эти объекты активно изучаются. В 1998 г. В.А.Лефевр и Ю.Н.Ефремов даже указали возможный пример искусственной модуляции рентгеновского потока у одной из таких звезд - объекта, известного как Быстрый барстер, находящегося в шаровом скоплении Liller 1.

9. Гибель неизбежна?

Так или иначе, никаких надежно установленных признаков существования внеземного разума нет. Размышляя над проблемой молчания космоса, И.С.Шкловский, основоположник исследований проблемы внеземного разума в нашей стране, пришел к 1976 г. к печальному выводу о том, что отсутствие "космических чудес" означает наше одиночество во Вселенной. Однако, по всем оценкам, жизнь и разум подобные земным, должны были бы зародиться на множестве планет у других звезд с подобными земным условиям. Это означает, что, достигнув определенной стадии развития, разум погибает, - заключил Шкловский. Действительно, для земной цивилизации возможность дать знать о себе появилась одновременно с возможностью самоуничтожения... И когда однажды я высказал ему идею, что надеяться можно только на случайный перехват "разговора" двух цивилизаций - и поэтому надо обращать внимание на необычные явления в диаметрально противоположных точках неба, Иосиф Самойлович только печально улыбнулся - ведь это означало бы, что существует целых три цивилизации и находятся они на одной прямой...

Молчание космоса представляет собой важнейший научный факт. Нет никаких очевидных признаков активности сверхмогучих цивилизаций - а ведь всего через несколько миллионов лет цивилизация, первоначально подобная нашей, и технологически развивающаяся с нашими современными темпами, могла бы овладеть ресурсами всей Галактики. И в нашей Солнечной системе должны быть явные следы ИХ существования - где же ОНИ? Такая формулировка проблемы принадлежит итальянскому физику Э.Ферми. Рассмотрим однако, что говорит наш земной опыт и современные знания о вероятности гибели цивилизации до или вскоре после достижения нашего нынешнего технологического уровня.

Эволюция жизни на Земле несколько раз прерывалась вследствие вмешательства космических сил, вследствие которых многие или большинство видов погибало. Последний раз массовое вымирание видов произошло около 65 млн лет назад: его приписывают падению достаточно массивного астероида. Ныне мы уже способны обнаруживать астероиды достаточно далеко от Земли и заблаговременно попытаться отклонить его с опасной орбиты, если масса его не слишком велика. Любопытно, что средства спасения цивилизации от данной опасности те же самые, что были разработаны для войны, способной ее уничтожить. Так или иначе, опыт Земли показывает, что промежутки между глобальными катастрофами достаточно велики для того, чтобы цивилизация успела стать достаточно могущественной, чтобы их пережить или предотвратить. Взрывы близких сверхновых или даже далеких гамма-всплесков неотвратимы и губительны, но достаточно редки, как опять же свидетельствует история Земли.

Внутренние причины, воздействующие именно на цивилизованное общество представляются более вероятными механизмами его гибели. Тотальная ядерная война снова становится сейчас одной из возможностей, как следствие вышедшего из под контроля развития событий, первоначально спровоцированных религиозными фанатиками. Эпидемию СПИДа или оспы или новых мутантных микроорганизмов нельзя исключить, хотя более вероятной, как и в случае тотальной войны, будет лишь задержка развития, а не гибель цивилизации. Человечество неоднократно переживало эпидемии чумы, не имея никаких средств защиты. От чумы XIV века погибла почти половина населения Европы.

Другое дело - причины, так сказать, нематериальные. На Земле известно несколько погибших, некогда высокоразвитых цивилизаций; те, начало которых теряются в прошлом (например, Китай) очень немногочисленны. Поскольку корни современной науки находятся в античном обществе, наибольший интерес представляют причины гибели именно античной цивилизации, которая однако сумела возродиться в Европе в XIV - XVII веках и породила современную науку. Каковы были причины? Чума 188 г. способствовала упадку Римской империи, но не была его причиной, как вероятно, и нашествие варваров или отравление свинцом из водопроводных труб и сосудов или непроизводительность рабского труда. Какое-то изменение настроения общества, системы его ценностей привело к упадку. Античный центр мировой науки - Александрийская библиотеке горела в 48 г. до н.э., а затем была полностью разгромлена в IV веке христианскими фанатиками, а в VIII веке дело завершили фанатики мусульманские. Афинская академия была закрыта в 529 г., как последний "оплот язычества" , но упадок греческой науки и философии начался намного раньше, без ярко выраженных внешних причин. Понадобилось полтора тысячелетия, прежде чем Европейская астрономия достигла уровня древнегреческой.

Спрашивается, стало бы Возрождение возможно, если бы на Востоке не поддерживался бы уровень, достигнутый в астрономии Гиппархом и Птолемеем - в те годы, когда христианская церковь устами Козьмы Индиклоплова учила, что Земля имеет форму чемодана? Заметим, что и по сей день в ней имеются мракобесные течения, вроде т.н. "креационистской науки", утверждающей, что далее 6000 световых лет во Вселенной ничего нет, (ибо раньше ничего нигде не было) и на полном серьезе подсчитывающей емкость Ноева ковчега - ее де вполне хватает для всех сущих ныне на Земле. Правда, при этом не объясняется - как заметил Бертран Рассел - каким это образом не умеющие плавать ленивцы завелись в Южной Америке и только там... Кое-какие остатки античной цивилизации сохранились внутри церковных структур, однако первоисточником возрождающегося научного знания были арабские халифаты в Испании. Почему в мусульманских странах собственная наука не развивалась дальше? Было ли Возрождение закономерным явлением? Означает ли нынешнее всемирное наступление религиозных фундаменталистов и иррационалистов начало конца цивилизации или же очередной остановки в ее развитии? Тенденция возврата к средневековому иррационализму наблюдается в последние годы во всем мире. Надо ли говорить, что в нашей стране тот процесс принял крайние формы и получил государственную поддержку.

Утрата интереса к исследованию нового должна привести не только к невозможности развития новых технологий - которые могли бы спасти наших потомков от вызовов будущего - но, рано или поздно, и к утрате способности поддерживать и воспроизводить уже существующую технологию и медицину, что для нынешней городской цивилизации означает ее неизбежную гибель. Суждено ли такое развитие каждой цивилизации, после того, как она достигнет примерно нашего уровня? Во всяком случае, наш пример позволяет считать, что скорее всего именно утрата интереса к науке может быть причиной гибели цивилизаций.

10. Сверхразум?

Допустим однако, что некоторым из них удается пройти невредимой сквозь критическую стадию развития, на которой находится ныне наша Земля. Поскольку возраст многих звезд, в том числе и с нормальным содержанием тяжелых элементов, на миллиарды лет больше возраста Солнца, могут существовать и цивилизации, старше земной на миллиарды лет. Даже одна такая цивилизация давно могла бы освоить всю Галактику и мы вновь приходим к загадке молчания Космоса. Но способны ли мы понять разум, обогнавший нас хотя бы на тысячу лет? Мы ловим радиосигналы из космоса лишь в течение 40 лет, но уже работают детекторы нейтринного излучения, вступают в строй приемники гравитационного излучения. Невозможно вообразить, чем мы будем располагать через сто лет, не то, что через тысячу. А через пять миллиардов?

Таким образом, молчание космоса ставит перед нами вторую принципиальную проблему - пределов земного знания. Возможности более старших цивилизаций нам невозможно вообразить. Они могут управлять движением звезд (как об этом давно уже говорил Н.С.Кардашев), творить новые галактики и даже новые вселенные... Почему бы и нет, если и в рамках современной физики можно уже сказать, какова должна быть энергия столкновения двух элементарных частиц, чтобы результирующая черная дыра начала расширяться в другое пространство как новая вселенная...

Таким сверхмогучим цивилизациям мы не более интересны, чем нам - муравьи; во всяком случае, мы не пытаемся вступить с ними в контакт. Но если ОНИ существует, тогда можно полагать, что многие и многие явления, которые мы считаем естественными, на самом деле могут быть результатом - или отходами - их деятелььности. Как узнать, где находится сейчас постоянно отодвигаемый горизонт познания. Это был главный аргумент С.Лема в его споре с И.С.Шкловским.

Если в 1895 - или даже в 1935 - году мы увидели бы на Луне ядерный взрыв, даже лучшие умы человечества не сумели бы объяснить его иначе, чем извержением вулкана или падением метеорита. Г.М.Идлис и Н.С. Кардашев давно уже отмечали, что деятельность сверхцивилизаций может быть связана с тем, о чем мы можем пока только писать в фантастических романах, например, с уходом в другие пространства, что теоретически возможно в черных дырах. Вместо неограниченной экспансии в нашем пространстве (или, скорее, после этой экспансии - эту стадию ОНИ могли пройти за миллиарды лет до нашего появления на свет) сверхцивилизация может сосредоточиться на изучении микромира, создании черных дыр и других вселенных. Все это звучит, конечно, как запредельная фантастика.

Недавно Н.С.Кардашев снова подчеркнул, что оценки возраста старейших объектов галактического диска (а только в диске имеются звезды с заметным содержанием тяжелых элементов, основой углеродной жизни) в 9 млрд. лет, а некоторых метеоритов в 14 млрд. лет, означают принципиальную возможность существования в нашей Галактике цивилизаций, на 6-8 млрд. лет старше нашей. Н.С.Кардашев попрежнему уверен в том, что необходимо продолжать усилия по поиску объектов Вселенной, которые могут быть связаны с инженерной деятельностью сверхцивилизаций, во всех диапазонах электромагнитного спектра. Наиболее перспективным является далекое инфракрасное и миллиметровое излучения. Он обращает также внимание на то важнейшее обстоятельство, что 95% вещества Вселенной недоступно пока для изучения и обнаруживается только по его гравитационному воздействию на видимые небесные тела, и считает необходимым учитывать и возможную многосвязность пространства-времени. ОНИ имели время и возможность ускользнуть от нашего внимания! Н.С.Кардашев заключает, что парадокс Ферми - "это величайшая загадка природы".

11. Возможность контакта.

Наша технологическая цивилизация развивается очень быстро. Если это является общим правилом, период времени, в течение которого различные цивилизации находятся на близкой стадии развития и способны технически и понятийно войти в контакт друг с другом, может быть очень коротким. Со времени изобретения радио прошло лишь сто лет, тридцать лет назад мы научились ловить нейтрино и вот вот-вот примем гравитационное излучение. Периоды с близкой технологией, длящиеся немногие века, должны совпасть во времени, несмотря на возможность различия возрастов цивилизаций в миллиарды лет! Вероятность этого ничтожно мала, тем более мала вероятность найти такую цивилизацию достаточно близко от Солнца. Правда, в этом рассуждении предполагается неисчерпаемость научного знания - так же, как и в предположении о движущемся горизонте познания.

Однако межзвездные расстояния столь велики, что, за исключением радиоперехватов разговоров внутри звездного скопления, поиски сигналов ВЦ могут быть успешными, лишь только если ОНИ занимаются альтруистическим распространением политических и научных знаний, не надеясь на взаимность. Иными словами, они поступают так, как хотели бы, чтобы поступали другие. Вероятность этого невелика, хотя с сильными аргументами в ее пользу выступает один из пионеров проблемы Ф.Дрейк. Он отмечает, что вероятность выжить больше у той цивилизации, в которой альтруистические настроения победили. Иными словами, если эти цивилизации следуют категорическому императиву Канта, который является и главным принципом христианства и других мировых религий...

Более интересен конечно сигнал, с которым можно начать рефлексивную игру в угадайку. Такой сигнал, как следует из вышеизложенного, можно ожидать от цивилизации, не намного опередившей нашу, имеющей близкую к нам технологию. И желательно, чтобы она была не далее немногих десятков световых лет. Однако вероятность того, что направленный сигнал случайно попадет прямо к нам, еще меньше, чем шанс уловить изотропный сигнла от далекого передатчика. (Правда, какую-то надежду можно возлагать на то, что в диапазоне метровых радиволн Земля стала ярка лет 60 назад - и тем привлекла к себе внимание - надежда, обыгранная в романеК.Сагана "Контакт".)

Предположим теперь, что пространство вплоть до ближайших звезд мы наверно - если не погибнет наука – сумеем освоить через сотню-другую лет и весьма вероятно, что узконаправленные радиосигналы будут использоваться и тогда для связи с межзвездными кораблями. Значит, и ДРУГИЕ могут вести себя подобным образом. Заметим теперь, что в звездных скоплениях расстояния между звездами составляют световые недели, а возраст звезд почти одинаков. Находящиеся близ таких звезд цивилизации могут развиваться синхронно еще и потому, что могут достаточно оперативно обмениваться значимой информацией. Допустим теперь, что мы можем случайно оказаться на продолжении направленного радиолуча и мощность сигнала была завышена тамошними инженерами или же расчитана на возможность приема звездолетами этих цивилизаций далеко за пределами скопления - тогда, направив на такое скопление радиотелескоп, мы можем надеяться подслушать чужой разговор. Особенно если возраст скопления близок к возрасту Солнца. Скорее всего, другой Разум будет обнаружен в процессе обычных астрономических наблюдений. А они еще в самом начале. Весь спектр электромагнитных излучений стал нам доступен лишь сорок лет назад; возможность приема других сигналов существует только в зародыше. Количество больших телескопов, и радио, и оптических, исчисляется пока единицами.

13.Господь не злонамерен, но скрытен.

Имеется и еще одна глубокая и древняя проблема, которую нельзя обойти в разговоре о пределах знания. Научное исследование исходит из постулата, который в формулировке В.А.Лефевра (в книге "Конфликтующие структуры", М., 2000, с. 7. - она, как и "Космический Субъект", включена в его сборник "Рефлексия", М. 2003) звучит так: "Теория об объекте, имеющаяся у исследователя, не является продуктом деятельности самого объекта." Близкая мысль выражена в любимом изречении Эйнштейна: "Господь изощрен, но не злонамерен". С ним, однако, не согласны авторы знаменитого сборника "Физики шутят": "Господь, они открыли новый транс-урановый элемент. Как будем реагировать? - Добавим еще одни нелинейный член в истинное уравнение единого физического поля!"

В сущности о том же говорил и Ст. Лем: "Ученые воспитаны на "игре с Природой", которая никак не является сознательным противником; они не допускают возможности, что за исследуемым объектом на самом деле стоит Кто-то и что понять объект можно лишь в той мере, в какой удастся постичь ход рассуждений этой - совершенно нам неизвестной - сознательной первопричины". Это справедливо для любой формы опередившего нас Разума. Как говорил еще Фома Аквинский, Бог открывается исследователю лишь в меру своей воли... Сотворенная Вселенная принципиально непознаваема без доброй воли ее Творца -будь это внеприродный Высший Разум или же далеко обогнавашая нас цивилизация. Сама мысль о том, что мы наблюдаем продукты чьей-то деятельности для многих серьезных исследователей представляется еретической.

И мы действительно обязаны исследовать прежде все другие возможности. "Презумция естественности" в науке обязательна, хотя гипотеза о Высшем Разуме получила не так давно мощную поддержку со стороны руководителей Российской науки. Президент РАН Ю.А.Осипова (газета "Поиск" #13, 1998) заявил, что "сама научная космология сегодня ставит вопрос о происхождении Вселенной. Было ли что-нибудь до момента Т = 0? Если нет, то как и откуда возникла Вселенная?" Ему вторит б. министр науки В.Фортов: "Все создал единый Бог, именно Единый. Если есть Единый Бог, единый промысел, то есть единый предмет исследований". Единый для исследователей и для верующих - спросим мы ? Для тех, кто должен подвергать все сомнению и для тех, для кого сомнение - тяжкий грех? Ю.А.Осипов далее утверждает, что "сама научная космология сегодня ставит проблемы, соотносящиеся с обсуждающимися традиционной теологией вопросами происхождения Вселенной." Сказать в этом контексте "сегодня" можно было лет этак 50 назад. Это и сделал Римский папа Пий XII, задавший аналогичные вопросы в 1951 году в своей речи перед Ватиканской Академией наук, озаглавленной "Доказательства существования Бога в свете современной науки".

В этой речи утверждалось, что "науке наших дней, проникнувшей взором на миллионы веков назад, удалось, наконец, стать свидетелем этого начального fiat lux, этого момента, когда вместе с материей возник океан света..." На это основании Его святейшество заявил: "Творение мира, а следовательно, Творец мира, а следовательно, Бог - вот то слово, которое мы требуем от науки и которого наше поколение ожидает от нее" (цитата по книге "Труды Второго совещания по космогонии", М. Наука, 1953, с. 314). Ю.А.Осипов считает, что не случайно многие естествоиспытатели и математики "в конце-концов приходили к вере. Ибо создание любой стройной научной системы неизбежно приводит к мысли о существовании, как в нашей среде говорят, абсолютного разума." Однако же "стройные научные системы" были созданы например, и Лапласом и Эйнштейном, и они, как известно, не нуждались в гипотезе об "абсолютном разуме". Космическое религиозное чувство, о котором писал Эйнштейн, это именно вера в возможность рационального объяснения мироздания и к этому мы еще вернемся.

Президент Папской академии Наук Ж. Леметр в свое время был другого мнения, чем нынешний президент РАН. В то время как Джинс и Милн - на 70 лет раньше Осипова и Фортова - отождествили начальную сингулярность как акт творения, Леметр говорил в 1958 г., что "Вопрос о том, было ли это началом или же творением, чем-то начавшимся из ничего, является философским вопросом, который не может быть решен физическими или астрономическими рассмотрениями".

Теория сингулярности, говорит Леметр, "остается полностью вне любого метафизического или религиозного вопроса. Она оставляет материалисту свободу отрицать какое-либо трансцедентное Существование. Он может сохранить, на дне пространства-времени, ту же самую умственную позицию, которую он занимал по отношению к явлениям, происходящим в не-сингулярных областях протсранства-времени. Для верующего это означает невозможность какой-либо близости с Богом... Это созвучно со словами Исайи о "Скрытом Боге", скрытом даже в начале творения". По сути дела, Презилент Папской Академии наук Леметр солидаризировался со словами Лапласа о том, что он не нуждается в гипотезе Бога . Он не желает низвести Бога к роли одной из научных гипотез. Не стоит низводить Бога до этой роли еще и потому, что эта гипотеза, как слишком хорошо известно, объясняет непонятное с помощью еще более непонятного. (Конечно, на эмоциональном уровне любая вера, впитанная с детства, как и всякий импринтинг, необсуждаема и неоспорима. И она, конечно, не имеет никакого отношения к задачам научного исследования. Потому-то и "верую - ибо абсурдно". Неабсурдное - изучаемо и проверяемо, и "верить" в него нет нужды).

Итак, даже в классической картине начальной сингулярности, расширения Вселенной из точки, гипотеза творения лишь унижает Бога (если он есть). Современная же космология вообще снимает проблему начала мира. Первичной сущностью является первичный вакуум, в котором спонтанно рождаются расширяющиеся пузыри пространства-времени, - новые вселенные, с самыми разными параметрами, и одной из них - конечно не самой первой - является наша Вселенная. "В настоящее время нет достаточных оснований полагать, что вся Вселенная в целом родилась примерно 10^10 лет назад в сингулярном состоянии"... - заключает современная космология (А.Д.Линде. Физика элементарных частиц и инфляционная космология, М., Наука, 1990, С. 229).

Мы можем отослать читателя, интересующимся проблемой детальнее и в более общем плане, к сочинениям Бертрана Рассела. Добавим только, что доказательств трансцедентного бытия не имеет не только космология, но и никакая другая наука, в частности психология. Известно следующее высказывание К.Юнга, кумира "творческой интеллигенции": "...Существует мнение, что по крайней мере какая-то часть психэ не подчинена законам пространства и времени. Научное подтверждение тому - известные ксперименты Дж.Б.Райна. ... Психэ подчас функционирует по ту сторону пространства, времени и законов причинности... Целостная картина мира требует по крайней мере еще одного измерения, иначе оченьмногое остается непонятым и необъяснимым. Именно поэтому рационалисты и по сей день настаивают на том, что парапсихологических явлений не существует в действительности, ведь на этом шатком основании держится их мироустройство. Если же такого рода феномены вообще имеют место,рационалистическая картина мира, очевидно, перестает удовлетворять: она неполна" (К.Г.Юнг. О жизни после смерти (Воспоминания, сновидения, размышления. М. 1998, с. 369 и 370).

Однако же опыты Райна, как и более поздние опыты Соула являются доказанным обманом, подтасовкой, фальсификацией! (См. например, П.Куртц, "Искушение потусторонним", М. Академический проект. М. 1999, с. 425). Никаких достоверных свидетельств телепатии и т.п. не существует. Впрочем, по вере вашей да будет вам....

14. Другие вселенные?

Концепция множественных вселенных, которая только что упоминалась, является конечно умозрительной, поскольку получить свидетельства существования других вселенных вроде бы нельзя нельзя по определению. Правда, Н.С.Кардашев ("Земля и Вселенная" #4, 2002) говорит о возможности существования соединяющих разные вселенные горловин из вещества, находящегося в состоянии близком к состоянию физического вакуума. Поведение тел и излучений вблизи таких горловин может быть похоже на поведение объектов, находящихся под действием отрицательной гравитации и может, например, наблюдаться отклонение света в противоположную от ожидаемой сторону. Сквозь такого рода горловину может наблюдаться и вселенная (впрочем, наверно в таком случае лучше говорить часть Мироздания...), находящаяся на ранней стадии развития и она может напоминать яркие ядра галактик...

Заметим, что концепция множественности вселенных приводит к абсурду концепцию Бога-Творца, подобно тому как существование множества миров, обитаемых разумными существами, приводит к абсурду концепцию Бога-Спасителя. Известен ответ Его Святейшества Иоанна-Павла Второго на вопрос акад. Арнольда, почему же церковь, реабилитировав (посмертно) Галилея, не раскаялась в еще более жестоком злодеянии – сожжении Джордано Бруно -- потому что другие населенные миры до сих пор не открыты… Представление о существовании множества других вселенных является почти неизбежным выводом современной космологии и, вместе с тем, самым экономным

объяснением парадокса, известного под именем антропного принципа - тонкой подгонки множества параметров (нашей) Вселенной к возможности появления и существования изучающего Вселенную НАШЕГО разума. Эта терминология была предложена Б.Картером в 1974 г., но аналогичные идеи высказывались неоднократно и ранее, в частности А.Л.Зельмановым, Г.М.Идлисом И И.Л.Розенталем. Недавно В.В.Казютинский обнаружил, что формулировки, которые почти дословно повторяются ныне, в том числе и о множественности вселенных, появились еще в работе А.Уолесса, соперника-соратника Ч.Дарвина, "Место человека во Вселенной", изданной по-русски в 1904 г. Одна из самых ранних формулировок, близких по духу к антропному принципу, принадлежит К.Г.Циолковскому: "Тот космос, который мы знаем, не может быть иным".

Как эвристический принцип, некоторые из соображений, составляющие ныне обоснования антропного принципа, с блистательным успехом использовались задолго до появления этого термина (кстати, как важно придумать удачное обобщающее название - создать понятие, "ввести концепцию"!). Важнейший результат такого плана получил Ф. Хойлу еще в 1954 г. - он предсказал наличие у ядра углерода нергетического уровня в 7.82 млн электроновольт, исходя из соображения, что только при наличии такого уровня атом углерода может просуществовать достаточно долго для возможности образования еще более тяжелых элементов. Требование возможности существования жизни и человека, неявным образом подразумевавшееся Хойлом, было сформулировано Картером как антропный принцип. Позднее Хойл писал, что для "теолога антропные свойства выглядят подтверждением существования Творца, спроектировавшего мир так, чтобы в точности удовлетворить нашим требованиям".

Последующее развитие космологии предложило и другую возможность, поставив на научную почву старую философскую идею о существовании множества вселенных c cамой разнообразной физикой в каждой из них, в том числе и с пригодной для нашего существования. ..."Вселенная в целом будет существовать вечно, нескончаемо порождая новые и новые экспоненциально большие области, в которых законы низкоэнергетического взаимодействия элементарных частиц и даже эффективная размерность пространства-времени могут быть различны... Мы знаем наверняка, что жизнь снова и снова будет зарождаться в разных областях Вселенной во всех своих возможных видах" - писал А.Д.Линде.

Очевидно, что в ансамбле множества вселенных (которые выше фигурируют как "эскпоненциально большие области") может найтись - и поскольку мы существуем, действительно нашлось - место и для такой, физические законы которой совместимы с существованием сложных структур и в конечном счете человека - для нашей Вселенной.

Смелая попытка оценить возможное число вселенных с разными параметрами принадлежит И.Л.Розенталю, - их число должно быть не менее, чем 10^50. Он исходит из оценок вероятности совместной тонкой "подгонки" ряда параметров микромира к возможности существования известных нам структур и законов физики. Так, достаточно увеличить массу электрона в три раза, чтобы при тех сравнительно низких температурах, когда шло образование галактик, стала возможна реакция соединения протона с электроном с образованием нейтрона и нейтрино. Все во Вселенной состояло бы из одних нейтронов... Но масса электрона почему-то - к счастью для нас - в сотни раз меньше массы любой другой элементарной частицы. Далее, ядро дейтерия, состоящее из протона и нейтрона, устойчиво только потому, что разница масс этих частиц очень невелика. Эта устойчивость обеспечивает возможность синтеза более тяжелых элементов. И вот оказывается, что различие масс во всех других семействах элементарных частиц намного больше, чем у протонов и нейтронов - и т.д. Перемножение вероятностей такого рода маловероятных удач и дает число 10^-50 для вероятности возникновения вселенной (нашей Вселенной!), обладающей всеми такого рода странностями одновременно...

Ситуация немножко напоминает ту, с которой каждый из нас столкнулся в раннем детстве - почему я - это Я? После свершения события вероятность его становится равна единице, сколь не были бы низки ее оценки не были до эксперимента. А без этой удачи некому было бы и задавать вопросы. Попробуйте оценить - по совету С.Лема, - какова должна быть вероятность именно Вашего появления на свет хотя бы тысячу поколений назад... Такого рода выводы из антропного парадокса кажется гораздо более естественными, чем предположение о том, что Господь знал о том, какая Вселенная нужна для человека... Однако предположение о множественности вселенных остается гипотезой и проверить ее нелегко.

15. “Научно познаваемый Бог”?

Связь проблем молчания вселенной и границы человеческого знания особенно ярко выявлена В.М.Липуновым в 1988 - 1995 гг. Он подчеркивает несоизмеримость возраста Вселенной Т, около 10 миллиардов лет, и характерного времени t экспоненциального развития нашей цивилизации, которое он принимает равным 100 годам. Здесь конечно принимается, что нынешний темп технологического развития - постоянная величина. В.М.Липунов оценивает рост нашей технологической цивилизации за время существования Вселенной гигантским безразмерным числом, exp(T/е) = 10^43000000. Десять в степени 43 миллиона! С такими числами физика еще не сталкивалась, говорит Липунов. Число, обратное этому, он рассматривает как вероятность отсутствия космических чудес - она практически равна нулю - и тем не менее осуществилась?

Он далее отмечает, что признание бесконечности Вселенной во времени означало бы уже не парадокс, а тупик в проблеме внеземного разума, который имел столько времени для своего развития... Выход из него был предложен К.Г.Циолковским в признании всепроницающего и неосознаваемого нами присутствия разума, в идее разумного атома и разумной Вселенной - выдвинутой еще в те времена, когда она считалась вечной. Однако В.М.Липунов подчеркивает, что современная космология снова подводит нас к выводу о неограниченных временем возможностях появления и эволюции жизни в разных вселенных. И далее он напоминает мысль Эйнштейна (из письма к М.Соловину в марте 1952 г.) о том, что "Вы находите удивительным, что я говорю о познаваемости мира (в той мере, в какой мы имеем право говорить о таковой) кака о чуде или о вечной загадке.

Ну что же, априори можно было бы ожидать хаотического мира, который невозможно познать с помощью мышления. Можно (или должно) было бы лишь ожидать, что этот мир лишь в той мере подчинен закону, в какой мы можем упорядочить его совим разумом. Это было бы упорядочивание, подобное упорядочиванию слов какоко-нибудь языка. Напротив, упорядочивание, вносимое, например, ньтоновской теорией гравитации, носит совсем иной хпоактер. Хотя аксиомы этой теории и созданы человеком, успех этого предприятия предполагает существенную упорядоченность объективного мира, ожидать которую априори у нас нет никаких оснований.

В этом и состоит "чудо" (продолжает Эйнштейн), и чем дальше развиваются наши знания, тем волшебнее оно становится. Позитивисты и профессиональные атеисты видят в этом уязвимое место, ибо они чувствуют себя счастливыми от того, что им не только удалось с успехом изгнать бога из этого мира, но и "лишить этот мир чудес". Любопытно, что мы должны довольствоваться признанием чуда, ибо законных путей, чтобы выйти из положения, у нас нет. Я должен это особенно подчеркнуть, чтобы Вы не подумали, будто я, ослабев к старости, стал жертвой попов. (Собрание научных трудов, IV, с. 568)

================ Примечание. Мы приводим эту цитату полностью, ибо тогда становится очевидным, что вопреки распространенному мнению, Эйнштейн отнюдь не был религиозен в обыденном смысле этого слова. Его религией была вера в рациональное и постижимое человеком устройство мироздания. С точки зрения эволюционной эпистемологии, это вытекает просто из того, что логика человека предопределена логикой мироздания - нашей Вселенной. Уместно привести здесь еще две цитаты из того же 4-го тома Собрания научных трудов Эйнштейна. "Мне вполне понятно Ваше упорное нежелание пользоваться словом "религия" в тех случаях, когда речь идет о некотором эмоционально-психологиеском складе, наиболее отчетливо проявившемся у Спинозы. Однако я не могу найти выражение лучшее, чем религия, для обозначения веры в рациональную природу реальности, по крайней мере той ее части, которая доступна человеческому сознанию. Там, где отсутствует это чувство, наука вырождается в бесплодную эмпирию. Какого черта мне беспокоиться, что попы наживают капитал, играя на этом чувстве. Ведь беда от этого не слишком велика (c. 564, Письмо М.Соловину от 1 января 1951 г.).

"Я не могу доказать, что научную истину следует считать истиной, справедливой независимо от человечества, но в этом я твердо уверен. ... Истина независима от человека - это моя религия" (с. 131 - статья "Природа реальности" - беседа с Р.Тагором). =========================конец примечания В конце-концов В.М.Липунов приходит к выводу, что одновременное признание и бесконечной сложности мира и его успешной познаваемости должно вести к признанию существования "Сверхразума - научно открываемого Бога". Логика тут не вполне ясная. Он исходит из уверенности в том, что в просто устроенной вселенной разум быстро исполняет свою функцию познания и чахнет без пищи...

16. Штурвал эволюции.

Концепция множественности вселенных с невообразимо отличающимися от наших законами физики (и с разной математикой?) в каждой из них, опирающаяся на выводы современной космологии, на наш взгляд, может разрешить противоречие. Весь Мир в целом достаточно сложен, но из этого не следует бесконечная сложность одной из его бесчисленных вселенных - нашей Вселенной, обитатели которой устроены в соответствии с случайно возникшими на стадии начального расширения ее законами. Виднейший американский космолог (не фантаст!) Эдуард Харрисон в 1995 г. предложил идею создания и естественного отбора вселенных, содержащих разумную жизнь. Теоретические пути созидания вселенных уже известны...

Расширяясь в другое пространство, эти дыры превращаются во вселенные. "Важное обстоятельство - замечает Харрисон, - состоит в том, что если существа с нашим ограниченным интеллектом могут предаваться мечтам о дерзких, но повидимому правдоподобных схемах изготовления вселенных, то существа с намного более высоким интеллектом, могли бы знать и теоретически и технически, как именно это сделать." (E.R.Harrison. The natural selection of universes contaning intelligent life. Quater. J. RAS, 36, 193-203, 1995). То, что мы сегодня считаем принципиально возможным, наши потомки научатся претворять в действительность. Во всяком случае, это много раз подтверждалось в человеческой истории. Разумная жизнь в исходной вселенной создает новые вселенные и Харрисон полагает, что физические условия в сотворенной новой вселенной будут такими же, как и в исходной и пригодными для появления жизни такого же типа, что и исходная. И этот процесс продолжается вечно. Вселенные, наиболее благоприятные для разумной жизни отбираются как способные к репродукции...

Эта гипотеза объясняет и постижимость нашей Вселенной для нас. Она создана существами, чьи мыслительные процессы и понятия принципиально подобны нашим, поскольку мы, в некотором смысле, их далекие потомки. И, возможно, предки следующих поколений повелителей вселенных... "Непостижимая эффективность математики в естественных науках", о которой писал Е.Вигнер, не только ему представляется загадочной и даже не имеющей рационального объяснения. Эта эффективность доказана бесчисленными примерами. В особенности поразительны случаи, когда разработанная многие десятилетия назад абстрактная математическая теория оказывается адекватно описывающей только что обнаруженные физические явления, что опять-таки удостоверяется коллективной практикой человечества. В этой нашей способности чувствуется что-то родственное тонкой подгонке параметров Вселенной к возможности нашего существования. Начальные условия возникновения Вселенной, в рамках сильного антропного принципа, могут содержать и потенцию развития у нас способности все большего приближения к пониманию мироздания. Мы можем теперь сказать, что предположение о творении вселенных (о возможности чего говорят и другие космологи) может быть указанием на конкретный механизм действия сильного антропного принципа.

Харрисон заключает, что остается вопрос, кто создал первую вселенную, пригодную для существования подобных нам существ. Он предлагает апеллировать либо к теистическому принципу - внеприродной первопричине, либо к концепции существования ансамбля вселенных с самыми разными физическими законами, параметры одной из которых соответствуют возможности зарождения разумной жизни, творящей затем вселенные, подобные исходной. Подчеркнем однако, что концепция первичного вакуума, в которой спонтанно возникают флуктуации, рождающие вселенные, вообще ни в каком начале не нуждается.

Итак, наша Вселенная действительно может быть достаточно проста для нас, и наш мыслительный аппарат соразмерен нашей Вселенной по самой природе вещей. Напомним еще раз о главном тезисе эволюционной теории познания - наше выживание (и значит, рождение науки, адекватно отражающей устройство мироздания) было возможно только потому, что наши познавательные структуры сформировались в ходе эволюционного приспособления к нашему миру. Необъятные перспективы, конечно, откроются в далеком будущем, если удастся установить контакт с другими вселенными и понять их физику. Конечно, можно сказать что это невозможно по определению, но кто знает... Определение можно и изменить... Если космические субъекты могут творить новые вселенные, то они воистину и есть воплощение Высшего Разума.

Итак, возможно, что и мы научимся когда-нибудь творить вселенные, возможно, что творение и эволюция не исключают друг друга, и мыслимый многими Творец не внеприродный субъект, а продукт и причина естественной эволюции. Разве причастность к предельно глубоким проблемам человеческого бытия и мироздания не наполняет жизнь высшим смыслом? И эта причастность осуществляется в науке не на уровне умозрительных рассуждений, как в теологии или философии, а как участие в реальной работе, приводящей к возможности экстраполяции теорий, многократно проверенных в физических опытах и астрономических наблюдениях. Как смешны и убоги высказывания о том, что наука чужда "духовности", чужда высшим потребностям человеческой души... Наука пришла к пониманию того, что мы, Люди, сможем стать когда-нибудь могущественными, как Боги. Не это ли предвидел П.Тейяр де Шарден, когда писал:

"Да, мечта, которую смутно лелеет человеческое научное исследование, - это, в сущности, суметь овладеть лежащей за пределами всех атомных и молекулярных свойств основной энергией, по отношению к которой все другие силы являются лишь побочными, и, объединив всех вместе, взять в свои руки штурвал мира, отыскать самую пружину эволюции. Тем, у кого хватает мужества признаться, что их надежды простираются до этого, я скажу, что они - лучшие из людей и что разница между научными исследованиями и поклонением меньше, чем принято думать". Мы поклоняемся мечте о том, что в мире, в котором свободное развитие каждого станет неразрывно связано со свободным развитием всех, человеческое научное исследование сможет когда-нибудь взять в свои руки штурвал эволюции...

На начало статьи

Сopyright 2002-2022 © Сайт "Галактика"Проект "Астрономическая энциклопедия" • Идея, дизайн, хостинг, веб-мастер сайта - Кременчуцкий Александр, Москва.