Аристотель. Биография

В центре фрески изображены Аристотель и Платон, руку Аристотель держит на уровне Земли, что символизирует его реалистические взгляды на природу; рука Платона указывает в небо, соответствуя его мистическим представлениям об устройстве вселенной.

Аристотель (384-322 до н.э.) является главным представителем греческой философской традиции, которая выработала утверждение о познаваемости природы. Это утверждение и в настоящее время является первопричиной любой науки, в противовес идеям, что природа находится под управлением богов (иногда очень причудливых), которые требуют умиротворения, а не познания.

Аристотель сформировал свой взгляд на вселенную на основании интуитивного ощущения целостной гармонии. Основой для этой философии являлось понятие телеологии или финального случая. Он предполагал, что как отдельный объект (например, падающая скала), так и системы (например, движение планет), подчиняются в своем поведении некоторому всеобщему плану или судьбе. Это было особенно явным для живых систем, где компоненты функционируют на основе тесной кооперации, чтобы достичь конечной цели или конечного результата.

Платон основал философскую школу в Афинах, известную как Академия. Сюда Аристотель, младший современник Платона и конкурент, только с точки зрения влияния на курс Западной философии, прибыл для учебы. Аристотель часто свирепо критиковал Платона, и его сочинения сильно разнятся по стилю и содержанию, однако время, проведенное вместе, отразилось в значительном количестве общих первооснов. Так, Аристотель поддерживал Платона в том, что достойная жизнь должна быть наградой за добродетельный и полезный для общества труд. Аристотель также соглашается, что самая высшая и продуктивная форма человеческого существования та, в которой человек осуществляет свои природные способности в полной мере.

Главное их различие - это то, что Аристотель не принимает теорию Платонову теорию форм, или универсальной идеи, существующей независимо от конкретных вещей. Таким образом, он не соглашается, что путь к добру лежит через знание универсальной формы или идеи "хорошо".

Этика Аристотеля базируется наего взглядах на вселенную. Он говорит, что все построено иерархически и имеет свою функцию. Высшей формой существования является жизнь рационального, и, следовательно, функцией низших форм жизни должно быть служение высшим. Это вело его к защите рабства - поскольку он считал, что варвары были менее рациональными, чем греки, которые от природы больше подходили, чтобы использовать "орудия труда"; и к оправданию убийств животных с целью получения пищи или одежды. Отсюда также вытекал его взгляд на человеческую природу и этические нормы, как от этого производные. Все живущее, рассматриваемое Аристотелем, должно наследовать соответствующий потенциал или иметь необходимые природные данные, чтобы его восполнить. Этот образ жизни должен подходить ко всему живущему и составлять его цель.

Каковы, тем не менее, возможности людей? Для Аристотеля этот вопрос оказывается эквивалентным вопросу о различии людей, и, конечно, дает возможность порассуждать. Окончательной целью людей, следовательно, должно быть всемерное развитие их собственного могущества. Когда люди живут в согласии с этой целью, они выполняют предназначенное в соответствии со своей истиной природой, и тогда можно считать такое существование полезным.

Согласие Аристотеля с Платоном на этом заканчивается, для которого развитие интеллекта является высшей формой жизни; и, имея побольше реализма, чем Платон, он увязывает свои взгляды с тем, что создание наилучших условий для жизни людей должен быть обеспечено материально и дополнено их крепкой дружбой. Воззрения Аристотеля относительно жизни интеллекта, таким образом, сильно отличаются от воззрений Платона; и это различие очень существенно, поскольку Аристотель совершил ошибку, которая была многократно повторена. Ошибка заключается в допущении, что, несмотря на то, что люди от природы имеют различные способности, только их развитие и является наилучшей из всех возможностей. Следовательно, способность есть причина и наилучшая из наших возможностей, но мы никак не можем согласиться, чтобы считать этот вывод тем главным, что выделяет человека из природы.

Еще более общая и повсеместная ошибка вкралась в этику Аристотеля. Это идея, что изучение человеческой природы может подсказать нам наши действия. Так, для Аристотеля обследование ножа должно показать его однозначное применение: этот объект должен резать; и из этого мы могли бы заключить, что хороший нож - это то, что хорошо режет. Следовательно, изучение человеческой природы должно точно определить качества людей, из чего мы могли бы решить, как нужно поступать, чтобы быть хорошим человеком.

Эта цепочка заключений имеет смысл, только если мы будем считать, как Аристотель, что вселенная в целом имеет цель своего существования, а наша жизнь проявляется лишь, как часть такой целевой ориентированной схемы, однако ошибка становится особенно явной, как только мы отвергнем эти взгляды и начнем рассматривать наше существование, как результат слепого процесса эволюции. Именно поэтому мы понимаем, что стандарты качества для ножей являются результатом специфической целевой работы ума и, что хороший нож - это тот, который хорошо выполняет свою целевую функцию. Тем не менее, нельзя считать, что все, что сделано людьми на практике, имеет такое строгое обоснование цели. Природа людей является результатом случайных сил естественного отбора и, таким образом, конкретный человек может выбрать свой образ жизни без учета любых моральных, этических и целевых норм.

Однако именно Аристотелю мы обязаны существованию понятия финального случая, или, как это позже было названо средневековыми учеными, "summum bonum"- это общечеловеческое понятие. Оно проявляется, как писал Аристотель, когда мы задаемся вопросом, почему мы делаем ту или иную вещь. Так, если мы спрашиваем, зачем нам дерево, которое мы рубим, то ответ может быть таким: мы хотим добыть огонь; а если мы спрашиваем, зачем нам нужен огонь - чтобы было тепло; но, если мы спросим, зачем нам тепло, то ответ, вероятно, будет, что находиться в тепле приятно, а на холоде - нет. Мы можем сформировать другой ряд таких же детских вопросов о другой деятельности; но ответ всегда укажет на некоторую сущность, названную Аристотелем этимоном.

Это греческое слово обычно переводится как "счастье", но применять это понятие следует очень аккуратно, особенно в широком смысле слова, так мы его ощущаем только в процессе его достижения. Счастье в более узком значении радости или удовольствия, несомненно, должно быть сопутствующим обстоятельством такой жизни, но это не является счастьем в этом более узком понимании цели.

В поиске общего полезного Аристотель разделяет то, что может быть названо орудиями труда, от предметов потребления. Первые полезны, только поскольку они ведут к созиданию чего-то другого, также полезного, которое хорошо само по себе. Всякими другими различиями он пренебрегает в соответствии с этическими представлениями, которые были рассмотрены выше. При этом все сказанное было положено за основу для ответа на вопрос о "правильном" образе жизни.

Аристотель поддерживает вывод греческой философской школы о познаваемости мира. Это утверждение и в настоящее время является первопричиной любой науки, в противовес идеям, что природа находится под управлением богов (иногда очень причудливых), которые требуют умиротворения, а не познания. Аристотель, как его философские предшественники и его последователи, попытались понять смысл устройства мира без его персонализации (божественной или личной), а это важный шаг к пониманию того, установление объективной истины является целью любой науки.

Аристотель также являет собой хороший пример, когда вследствие новых фактов или аргументов других человек может отказаться от своих ошибочных воззрений. Его теория движения была построена на понимании материи, как комбинации четырех универсальных сущностей (элементов): воздуха, земли, огня и воды. Объекты, являющиеся твердым телом подобно земле, должны иметь тенденцию совместно с другими твердыми веществами падать на землю - на их естественное место. Естественное же состояние объектов - покой. Несомненно, это в какой-то мере объясняет наблюдаемую реальность. Падение же является примером естественного движения в схеме Аристотеля.

Трудности возникают при объяснении горизонтального движения. Аристотель считал это примером неестественного движения, требовавшего дальнейшего объяснения. В физике Аристотеля основное состояние объектов, не требующее объяснений, - покой. А любое перемещение объектов обычно имеет ясную и очевидную причину, которая и должна быть использована для объяснения. Но это трудно объясняет продолжения движений. Проанализируем бросок копья. Сначала движение отсутствует, затем рука метателя обеспечивает необходимый толчок (импульс), который и ускоряет его (словарь современный, не Аристотеля!). Пока нет никаких проблем.

Но затем, что держит копье после того, как метатель его отпустит? Оно должно начать падать на землю немедленно, так как, очевидно, его больше ничто не толкает и не удерживает! Ответ Аристотеля был таким: так как копье летит через воздух, за ним должен оставаться вакуум. Воздух заполняет его (источник клише "природа не любит пустоты") и толкает копье вперед, пока естественное движение (падение), в конечном счете, не доставит его на землю.

Аристотель также думал о первопричинах перемещений. В примере с копьем понятно, что копье двигает рука метателя, но что двигает руку? Аристотель говорит, что другое движение переместило руку (сокращение мускула?), но он также считал, что некоторое более раннее движение должно было заставить мускул сокращаться и это более раннее движение - в свою очередь - также должно иметь собственного инициатора. Для того чтобы избежать бесконечной цепи причин, Аристотель доказывал, что должен существовать "недвижимый движитель", нечто, что может быть инициатором движений, но само остающееся в покое.

Аристотель считался величайшим мыслителем своего времени. Однако с тех времен ни сам Аристотель, ни кто-нибудь еще не придумал, что хорошо бы проверить теории экспериментом - эти идеи люди упорно защищали в течение почти 2000 лет. На заре своего существования Христианская Церковь включила эти идеи в свое понятие Создателя, и таким образом Аристотелева физическая концепция мира была узаконена. Бросить вызов этим идеям было под церковным запретом в течение почти всех Средних веков, которая монополизировала право на идеи и истину. Когда эксперименты Галилея привели его к противоречию с воззрениями Аристотеля, он был подвергнут пыткам, как еретик, так как экспериментальные результаты считались менее убедительными по сравнению с руководством Аристотеля.

Сopyright 2002-2024 © Сайт "Галактика"Проект "Астрономическая энциклопедия" • Идея, дизайн, хостинг, веб-мастер сайта - Кременчуцкий Александр, Москва.